Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Так, в старшей группе «Подсолнушки» детского сада № 5 «Звездочка», в летний оздоровительный период традиционно проводятся: день березы, день дуба, день насекомых, день цветов.
Станем мы деревьями сильными, большими.
Ноги — это корни, их расставим шире,
Чтоб держали дерево, падать не давали,
Из глубин далеких воду доставали.
Тело наше — ствол могучий, он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой в небо упирается.
Наши руки — это ветви, крону вместе образуют.
В кроне им совсем не страшно, когда ветры сильно дуют.
Пальцы веточками будут, листья закрывают их.
Как придет за летом осень, разлетятся листья вмиг.
В своей работе с детьми дошкольного возраста воспитатели большое внимание уделяют организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения организуются на прогулке, чтобы ознакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.
Живое общение детей с природой помогает воспитывать у них эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во все ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Воспитание любви к природе – это одна из важнейших задач в воспитании будущих жителей планета Земля.